Просьбу о возобновлении практических занятий в автошколах отправили в Мосгордуму представители отрасли, а соответствующее требование разместили на независимой платформе для онлайн-петиций change.org.
Инициативу поддержало более 1,8 тыс. человек: большинство из них – это курсанты, которым из-за введенных в связи с пандемией ограничений пока так и не удалось доучиться и получить права. Запрет на практику действует не только в столице, но и других российских регионах.
Работу автошкол приостановил указ Мэра Москвы № 12-УМ, который вступил в силу в разгар пандемии — еще в начале марта. Принятые меры сильно пошатнули отрасль: быстро перевести бизнес в онлайн хотя бы проведения теоретических занятий по правилам дорожного движения смогли единицы. Кроме того, программы дистанционного обучения необходимо согласовывать с ГИБДД – оформить нужные документы удалось оформить немногим. Менее удачливые участники рынка оказались на грани закрытия: по версии профильных ассоциаций, около 90% частных автошкол не смогут возобновить работу.
Занятия с инструкторами полностью попали под запрет, хотя проведение экзаменов в ГИБДД не отменили. Однако сдать площадку и город учащиеся не могут – они попросту забыли все, чему учились более двух месяцев назад.
Недоумение у авторов текста петиции вызывает и то, что не приостановлена работа водителей такси и общественного транспорта, а с 1 июня начали работать летние веранды кафе и других заведений общепита, открылись велопрокаты. При возобновлении деятельности представители отрасли обещают обеспечить безопасность проведения индивидуальных практических занятий: предоставить маски, санитайзеры и перчатки.
Согласно петиции, около 80% автоинструкторов потеряли работу и доход. Это связано не только с введением мер по предотвращению пандемии, но и с тем, что многие из мастеров были оформлены в качестве предпринимателей, самозанятых, либо находились в неоплачиваемых отпусках.
С точки зрения государства такие инструктора все еще занимали рабочее место и имели постоянный доход, поэтому они потеряли возможность оформить государственные выплаты по безработице в максимальном размере. Авторы петиции также рассказывают о том, что только 5% сотрудников автошкол смогли получить зарплату, однако ее размер существенно сократился.
В непростой ситуации оказались и курсанты. Проблема в долгом перерыве – полная утрата полученных навыков, включая теорию и практику. При этом потраченные на обучение средства компенсированы не будут, а чтобы успешно сдать экзамены потребуются дополнительные занятия. Онлайн-лекции решают проблемы только с одной стороны: вопрос проведения практики на автодроме остается открытым.
Даже в период самоизоляции столичные отделения ГИБДД не останавливали процесс проверки навыков будущих водителей. Желающие могут сдать экзамены в специальном порядке: нужно предварительно записаться и надеть маску и перчатки. Экзаменаторы не допускают большого скопления людей в аудиториях, а все поверхности после каждого курсанта тщательно обрабатываются антисептиком.
Ведомство пообещало: если поток кандидатов в водители после отмены запрета увеличится, то ГИБДД добавит экзаменаторам дополнительные часы и привлечет к работе больше инспекторов.
Из-за самоизоляции перенесут сроки вступления в силу новых правил проведения экзамена, которые планировалось ввести в октябре.